1997.04.24 Только реформы поднимут тяжело больную промышленность ("Финансовая газета", № 30)

В Чувашской Республике состоялось межрегиональное совещание - круглый стол: «Реструктуризация промышленных предприятий в современных условиях».

Организаторами мероприятия выступили президент и правительство Чувашской Республики, аудиторско-консалтингвая группы «ЭКФИ» (Москва) и «Финансовые известия».

Уже три года назад мы осознали, что поднять промышленность республики можно лишь в том случае, если будет обеспечена адресная поддержка каждому предприятию, а повысит конкурентоспособность региона реально только через повышение конкурентоспособности чувашских предприятий.

Наибольший удельный вес в структуре производства республики занимают предприятия электротехнической, машиностроительной, приборостроительной, химической, текстильной отраслей. Именно в этих отраслях произошло после начала реформы наибольшее сокращение производства, что обусловило и более высокие темпы падения промышленного производства в Чувашии по сравнению с общероссийскими показателями.

Свою деятельность президент и правительство начали осуществлять в двух направлениях. Первое - создание нормативной законодательной базы (в рамках полномочий республики как субъекта Федерации), обеспечивающей более льготные условия функционирования предприятий (льготы по налогам в части, зачисляемой в республиканский бюджет, создание механизмов предоставления гарантий правительства республики по кредитам, привлекаемым предприятиями из внебюджетных источников др.), второе - оказание конкретной адресной поддержки наиболее значимым градообразующим предприятиям.

Указом Президента Чувашской Республики от 26.04.94 г. № 49 «О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений в Чувашской Республике» были освобождены на 3 года от уплаты налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет Чувашской Республики, всех республиканских налогов и сборов (кроме налога на имущество) создающиеся с 1 мая 1994 года предприятия и организации (включая иностранные и с иностранным участием), занимающиеся производством товаров народного потребления, продукции производственно-технического назначения и переработкой сельскохозяйственной продукции.

Этим же указом у целях стимулирования развития банковской инфраструктуры, привлечения в республику инвестиционных ресурсов была установлена республиканская ставка налога на прибыль банков и страховщиков, учрежденных на территории республики после 1 мая 1994 года в размере 10 %, которая применяется в течении трех лет со дня учреждения банков и страховщиков. Впоследствии эти льготы (с некоторыми уточнениями) были закреплены в законах Чувашской Республики о бюджете на соответствующие годы (1995, 1996, 1997).

Для создания благоприятных условия по привлечению инвестиций правительством республики был сформирован гарантийный фонд, куда вошли природные ископаемые ресурсы, объекты незавершенного строительства республиканской собственности. В качестве обеспечения гарантий могут выступать также средства республиканского бюджета и целевых республиканских фондов, пакеты акций предприятий, находящихся в республиканской собственности.

Начиная с 1994 года правительством республики оказывается прямая финансовая и косвенная (через предоставление налоговых отсрочек и др.) поддержка ярда предприятий республики. Реализована программа антикризисных мер на АО «Чувашкабель», АО «Электроприбор», АО «Контур», что позволило им выйти из предбанкротного состояния и начать наращивание объемов производства.

Постоянное содействие оказывается таким значимым предприятиям, как Чебоксарский хлопчатобумажных комбинат (он занимал в СССР 4-е место в своей отрасли) и АО «Хлопкопрядильная фабрика «Пике».

АО «Текстильмаш» под гарантии правительства получило кредит свыше 5,4 млн. немецких марок для организации производства бесчелночных ткацких станков нового поколения. Другое предприятие, АО «Сантек», также под гарантии правительства получило кредит в размере 27,3 млн. немецких марок для организации производства современного сантехнического оборудования.

Все предприятия республики освобождены от выполнения несвойственных для рыночной экономики функций: объекты социально-культурной сферы переданы на бюджетное финансирование, что позволило существенно снизить непроизводственные издержки и направить высвободившиеся финансовые ресурсы на решение производственных задач.

Один из активных способов поддержки предприятий - республиканский госзаказ. В этом оду размещение госзаказов позволило не только загрузить многие производственные мощности, но и вовлечь в оборот бартерную продукцию, получаемую из других регионов, и, следовательно, оставить в республике живые деньги, истраченные на выплату зарплаты и пособий. Активизируется работа по реформированию предприятий в рамках федерального законодательства о банкротстве. По инициативе правительства в 1996 од внешнее управление введено сразу на АО «Промтрактор» и АО «Химпром». Пока еще рано подводить итоги - пройдено меньше половины пути, но первые промежуточные результаты дают реальную надежду на благоприятные результаты внешнего управления.

Арбитражное управление осуществляется на пяти предприятиях (кроме вышеназванных, на АО «Чебоксарская фабрика «Обувь», АО «Чебоксарский опытный завод», чувашское производственное объединение «Рыба»).

Уже полученные положительные результаты свидетельствуют, что такой путь реформирования предприятий, попавших в кризисное положение, имеет право на существование, и возможности проведения реструктуризации предприятий, представляемые законодательством о несостоятельности, следует использовать более активно.

Но имеется и отрицательный опыт внешнего управления. На предприятиях, попавших под арбитражное управление первыми (АО «Шумерлинский химзавод», АО «Градстрой», АО Канашская швейная фабрика «Илем»), не удалось получить положительных результатов.

Стратегическим направлением деятельности правительства республики является стимулирование развития малого бизнеса, прежде всего в производственной сфере и сфере услуг. Чувашия одной из первых среди субъектов Федерации приняла республиканский закон о государственной поддержке малого предпринимательства (еще до выхода аналогичного федерального закона). В рамках программы по поддержке предпринимательства из бюджета республики и внебюджетных источников на реализацию производственных бизнес - проектов в малом предпринимательстве выделено свыше 20 млрд.рублей.

В настоящее время акценты в оказании помощи предприятиям переносятся на льготное предоставление производственных площадей, развитие лизинга оборудования и системы субконтрактации, привлечение банковских кредитов под частичные правительственные гарантии.

Николай Федоров