Указ Президента ЧР "О дополнительных мерах по содействию занятости населения и повышению эффективности труда в сельской местности"

В целях повышения уровня жизни и улучшения условий труда сельского населения, эффективной реализации бюджетной политики  постановляю:

1. Считать приоритетной задачей государственной политики в сельской местности осуществление нововведений по преодолению неполной занятости и скрытой безработицы, организации дополнительных производств и альтернативной занятости, повышению доходов сельского населения, облегчению и обеспечению привлекательности сельского труда и сельской жизни.

2. Кабинету Министров Чувашской Республики:

разработать целевую программу содействия занятости населения в Чувашской Республике, обратив особое внимание на обеспечение занятости сельского населения путем активного развития инфраструктуры агропромышленного комплекса и малого предпринимательства;

активизировать работу по реструктуризации сельскохозяйственного производства, в том числе через оптимальное рассредоточение эффективных работников непосредственно в сельском хозяйстве и в неаграрных секторах экономики, практикуя передачу имущественных паев и долей в праве общей собственности на земельные участки гражданами, не занятыми сельским хозяйством, на добровольной основе в аренду или доверительное управление;

сформировать качественно новую систему рыночной информации в агропромышленном комплексе, создав на базе государственного унитарного предприятия «Республиканская информационно-консультационная служба АПК «АРИС» казенное предприятие и сеть государственных служб внедрения передовых идей и технологий в области сельского хозяйства. Установить, что услуги государственных служб внедрения осуществляются на бесплатной основе, с одновременным стимулированием и поощрением появления частных организаций, создаваемых различными ассоциациями, кооперативами, союзами субъектов малого предпринимательства;

выработать рекомендации по формированию инвестиционных зон и территорий активного экономического развития в сельской местности и оптимальной структуры инфраструктуры сельскохозяйственного производства с учетом комплексных схем градостроительного планирования развития территорий районов;

предложить дополнительные меры по совершенствованию аграрного и продовольственного рынков, облегчающие доступ к этим рынкам сельскохозяйственных товаропроизводителей и способствующие объективному распределению доходов между сельскохозяйственными товаропроизводителями, торговлей и перерабатывающими отраслями;

обеспечить полноправное включение в сферу аграрной политики личных подсобных хозяйств и превращение их в полноценный производственный труд, доступ личного подсобного хозяйства ко всем формам государственной поддержки, в том числе в помощи создавать сбытовые (торговые), обслуживающие и иные сельскохозяйственные кооперативы;

принять дополнительные меры для усиления государственной поддержки страхования рисков в сельскохозяйственном производстве;

содействовать активному внедрению применения общественных работ в сельских поселениях, включая работы по благоустройству и озеленению территорий, сбору и вывозу бытовых отходов и мусора и т.д.

3. Кабинету Министров Чувашской Республики:

объявить конкурс среди сельских поселений на реализацию Проекта лучшей организации труда граждан в сельской местности (далее - Проект), что должно стать примером (моделью) для тиражирования среди сельских территорий;

разработать условия конкурса для реализации Проекта, предусмотрев в них в качестве необходимых требований разработку программы по реструктуризации сельскохозяйственного производства, сбалансированному использованию трудовых ресурсов поселения в аграрном и неаграрном секторах экономики на основе организации современных трудовых отношений и применения передовых технологий.

4. Установить, что в поселениях, реализующих Проект:

осуществляется приоритетная государственная поддержка в области агропродовольственной и социальной политики, предусмотренная за счет республиканского бюджета Чувашской Республики;

в первую очередь решаются вопросы льготного кредитования малого предпринимательства и финансовой аренды (лизинга);

обеспечивается в полном обьеме сбыт продукции, производимой в поселении, через систему государственных и муниципальных закупок, использование возможностей перерабатывающих предприятий и организаций потребительской кооперации;

завершаются в первую очередь газификация, телефонизация, электрификация, строительство подъездных путей с твердым покрытием к поселению и месту ведения бизнеса;

принимаются дополнительные меры по приведению уровня социальных услуг в соответствие с уровнем услуг в городских условиях;

лицам, работающим в данном поселении в рамках реализации Проекта и признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, по их заявлению предоставляются льготные, до
6 процентов годовых, ипотечные кредиты для строительства (приобретения) жилья в этом же поселении с субсидированием первоначального взноса в размере 15 процентов стоимости жилья, а также организуется доступ к кредитованию для приобретения легкового автотранспорта.

5. Кабинету Министров Чувашской Республики с участием органов местного самоуправления:

распространять накопленный опыт реализуемого Проекта, организовать на базе экспериментальных поселений систему обучения и развития рыночного мышления и культуры сельских жителей;

осуществлять финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Указа, за счет средств, предусмотренных в республиканском бюджете Чувашской Республики по соответствующим направлениям расходов, при необходимости внести предложения об увеличении ассигнований в ходе уточнения показателей бюджета.

6. Министерству образования Чувашской Республики совместно с органами местного самоуправления:

усилить в ходе учебного процесса элементы профессиональной ориентации на сельский труд и аграрные специальности, более полно и ярко представлять новации и практические достижения передовых хозяйств, регионов и стран в аграрном секторе, показывая возможные перспективы конкретного населенного пункта, ценности и преимущества сельской жизни;

разработать предложения по развитию сельских профессионально-технических училищ с целенаправленной подготовкой кадров, практически востребованных агропромышленным комплексом республики.

7. Предложить средствам массовой информации шире освещать темы уважительного отношения к родной земле и своему селу, крестьянскому труду, местным традициям и обычаям – составным частям патриотизма и воспитания подрастающего поколения.

8. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Президент

Чувашской Республики

Н.Федоров

 

г.Чебоксары

8 января 2004 года

№ 1

Комментарий к Указу

Несмотря на все трудности и сложности, в Чувашии проводится большая работа по социальному переустройству села, о чем свидетельствуют высокие темпы развития сельской инфраструктуры, газификации, строительства дорог, социального жилья, школ, других объектов социально-культурной сферы. Оказывается серьезная поддержка сельхозтоваропроизводителям. Только в этом году из фонда льготного кредитования выделено кредитов на 794 млн.рублей, бюджетной ссуды на 40 млн.рублей. Принято решение о возмещении убытков от засухи на 127 млн.рублей. В бюджете на следующий год помощь сельскому хозяйству возрастает на 45 процентов, что значительно выше складывающихся темпов инфляции. При обсуждении бюджета агропромышленный комплекс получил дополнительную помощь на сумму 30 млн.рублей, которые направляются на приобретение минеральных удобрений и сельхозтехники под лизинг. Дополнительно к этому теперь предусмотрена упрощенная схема налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельхозналога, что должно в значительной мере улучшить финансовое состояние сельчан и явиться хорошим стимулом для воспроизводства.
Высокую оценку преобразованиям, произошедшим в Чувашской Республике, дали два российских вице-премьера А.Гордеев и Г.Карелова на Всероссийском совещании «О мерах по реализации государственной политики социального развития сельских территорий на примере Чувашской Республики».
Вместе с тем Президент республики продолжает усиливать свое внимание к сельскому хозяйству. Его волнует, что, несмотря на принимаемые меры, не всегда сельский труд вознаграждается по достоинству. Крестьянам нелегко успевать за ценами на сельскохозяйственную технику и минеральные удобрения, их доходы отстают от среднего уровня заработка в промышленности. Если в 2000 году в сельских районах Чувашии было признано безработными 5,9 тыс.человек, то в 2002 году их было 7,3 тыс.человек, за 2003 год ожидается уже 8 тыс.чело­век. А главное -  на селе присутствует скрытая безработица. Для российского общества это не новое явление, оно существовало и в дореформенный период, когда мы наблюдали миграцию рабочей силы из села в город, «оргнаборы» для работ в дальних регионах страны и деятельность так называемых бригад «шабашников».
И хотя в республике реализуются специальные программы занятости, они не всегда предусматривают всю специфику трудовых отношений на селе. При этом сельчане реально нуждаются в эффективной организации сельскохозяйственного производства, внедрении передовых технологий в аграрном секторе, помощи в сбыте произведенных продуктов, создании дополнительных рабочих мест.
Понятно, что на земле необходимо оптимальное количество эффективных работников с достойным уровнем заработной платы. Соответственно лиц, относящихся к категории скрытой безработицы, надо занять альтернативным трудом. Иначе крайне низким останется и производительность труда в аграрном секторе, и уровень доходов крестьян, и престижность сельского труда и сельской жизни в целом.
В сельской местности требуется больше усилий для развития малого бизнеса и предпринимательства. Основные направления помощи уже установлены Указом Президента Чувашской Республики от 3 марта 2003 г. № 19 «Об ускоренном развитии малого предпринимательства в Чувашской Республике». Если на селе быстро не получается создавать сложные производства, можно и нужно начинать с малого, например, с общественных работ по благоустройству территорий. Можно часть функций бюджетных учреждений передать индивидуальным предпринимателям, например, по коммунальному обслуживанию зданий. В более полном объеме возможно использовать потенциал Федерального закона «О сельскохозяйственных кооперативах». Причем в организации труда крестьян путем кооперирования возможна заметная поддержка государства.
Сложно говорить о дополнительной помощи селу, если не в полной мере задействованы инструменты эффективного использования главного средства производства на селе – земли. Необходимо эффективно задействовать реализацию Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и ускорить принятие закона, регулирующего вопросы оборота земель сельскохозяйственного назначения, отнесенные к компетенции субъектов федерации.
В рамках реализации данного же закона возможно видение новой роли личного подсобного хозяйства. В случае выделения крестьянина со своей земельной долей в отдельное хозяйство он, если и не зарегистрируется как предприниматель, будет вести то же индивидуальное хозяйство, но в более крупном масштабе. Этот сектор полноправно должен получать и финансовую, и информационную, и консультационную государственную поддержку.
Наибольшими проблемами для производительного сельскохозяйственного труда являются проблемы маркетинга. От Кабинета Министров потребуются дополнительные действия по облегчению доступа крестьян к рынкам сбыта, с тем чтобы сельскохозяйственные товаропроизводители могли реализовать произведенную продукцию по ценам, отвечающим уровню затраченного труда. Это особенно важно для индивидуальных хозяйств и фермеров.
Одним из наиболее быстрых способов повышения продуктивности сельского хозяйства является внедрение новых сельскохозяйственных технологий. Однако здесь серьезным барьером является отсутствие знаний. Целесообразно задействовать новые институты поддержки сельских товаропроизводителей, например, службы внедрения, которые могли бы оказывать реальную техническую и консультационную помощь во внедрении самых передовых идей и новых технологий в сельском хозяйстве. Должна быть налажена надежная система рыночной информации. В этих целях коренным образом следует перестроить уровень работы ГУП «АРИС», всемерно поощрять и поддерживать создание различных частных консалтинговых институтов.
Указ предусматривает проведение конкурса на реализацию Проекта формирования лучших условий организации труда в сельских поселениях, что будет стимулировать стремление к образцовому образу жизни в сельской местности для последующего тиражирования по всей республике. Это весьма актуально накануне введения в действие нового закона о местном самоуправлении и в контексте вступления России во Всемирную торговую организацию.
 

 

М.В.Игнатьев

Первый зам.председателя Кабинета Министров

 - министр сельского хозяйства ЧР

 

Н.В.Смирнов

Зам.председателя Кабинета Министров-

министр финансов ЧР



12 января 2004
00:00
Поделиться