"Точки опоры": регионы должны зарабатывать сами
Нынешний этап реформ в России, по мнению наблюдателей, характеризуется наличием нескольких инициативных центров, питающих энергией сам процесс реформирования. Первый и самый влиятельный из них – президент РФ. Причем его инициативы во многом опираются на анализ многочисленных поездок по стране в последнее время и широкого общения с руководителями субъектов федерации. Вторым инициативным центром выступает правительство РФ. Третьим фундаментальным инициатором выступают российские регионы. Ни первый, ни второй, ни третий центры друг другу не противоречат в конечных целях, однако в процессе согласования действий выявляются некоторые противоречия. Чувствуют их как в Москве, так и в столицах российских регионов. О том, какими должны быть отношения центра и регионов, свою точку зрения в программе Александра Курякова «Точки опоры» высказывает президент Чувашской Республики Николай Васильевич Федоров.
После Послания президента РФ Федеральному Собранию и заседания Госсовета страна вступила в период интенсивной трансформации взаимоотношений федерального и региональных центров власти. Эпоха проб и неудач в выстраивании этих отношений заканчивается, ходя родимых пятен и тяжелого наследства предостаточно. Однако Н. Федоров абсолютно не согласен с президентом России и не разделяет его убежденности, что руководитель страны по-прежнему, как и в прошлые века, отвечает за все. Это, по его мнению, очень опасная формула, которую нельзя воспроизводить в России. Она разрушительна и для страны, и для личности. Она порождает массовые ожидания, что президент страны отвечает и за заплеванные и загаженные подъезды домов, и за состояние дворов, и за прохудившуюся крышу в колхозе.
Подобная формула власти для России означает только одно: никто, ни один уровень власти в стране, кроме президента, не будет ни за что отвечать. Н. Федоров убежден, что нельзя размывать главную фундаментальную ценность – ответственность самого российского гражданина за свою страну и за свою судьбу. (Если власти, конечно, не рассматривают его исключительно как своего холопа). Иначе и власть, и общество останутся в плену византийских представлений и о власти, и об ожиданиях от власти. В результате никакого общественного прогресса не будет.
В России очень много говорят о функциях власти всех уровней по управлению, организации и т.д., но очень мало - о функции не мешать индивиду, гражданину, предпринимателю, бизнесу.
Органы все уровней власти почему-то все время в России хотят российского гражданина всем обеспечить. Н. Федоров убежден, что государство должно лишь формировать цивилизованные условия, правовой режим, свободу выбора, свободу от всевозможного рэкета, а все остальное – должно быть делом граждан или каких-то их групп: профсоюзов, общественных объединений, конфессий, партий. Особая помощь государства должна осуществляться только для несамодеятельной категории людей. В нашей же стране активность государственных органов власти часто выражается в самовластии чиновничьего аппарата, которое усиливается еще и репрессивным аппаратом Российского государства. Поэтому, считает гость передачи, очень важно ставить рамки подобному вмешательству.
О том, какие функции готовы взять на себя регионы, какими должны быть принципы межбюджетных отношений между центром и регионами, между регионами-донорами и субъектами федерации, получающими дотации, почему каждый год меняется процент отчисляемых в центр налогов, от чего или от кого это зависит, какие задачи должен осуществлять Совет Федерации, каким образом развивается ипотечное кредитование в Чувашии и что такое образовательный кредит, можно узнать из аудиоверсии программы «Точки опоры» с Н.В. Федоровым.
Федоров Николай Васильевич родился 9 мая 1958 года в деревне Чедино Марпосадского района Чувашской Республики.
После окончания в 1980 году юридического факультета Казанского государственного университета работал ассистентом Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова. В 1982 году поступил в аспирантуру Института государства и права АН СССР и в 1985 году успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата юридических наук. В 1985 - 1989 гг. работал ассистентом, старшим преподавателем Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова. В 1989 году был избран народным депутатом СССР и до 1990 года являлся председателем подкомитета Комитета Верховного Совета СССР по законодательству. В 1990 году был назначен министром юстиции РСФСР. В этой должности проработал до 1993 года. С мая по декабрь 1993 года возглавлял Московскую городскую коллегии адвокатов.
В декабре 1993 года был избран президентом Чувашской Республики и, одновременно, до марта 1994 года являлся депутатом Государственной Думы Российской Федерации первого созыва. В 1996 году как президент Чувашской Республики стал Членом Совета Федерации Федерального Собрания РФ, где является заместителем председателя Комитета по международным делам. Является также представителем Совета Федерации в Парламентской ассамблее Совета Европы. Кандидат юридических наук, государственный советник юстиции РФ.
Н.В. Федоров опубликовал более 100 работ (включая книги) по вопросам правовой политики, экономики, свободы слова, демократии и самоуправления. Занимается восточными видами единоборств. Очень высоко ценит творчество Ф.М. Достоевского, М.Ю. Лермонтова. Любит музыку Бетховена, Чайковского, Рахманинова, Свиридова. Любимые фильмы: "Тихий Дон", "Угрюм-река", "Белое солнце пустыни", "Иван Васильевич меняет профессию", "Ирония судьбы, или с легким паром". Владеет немецким и английским языками.
После Послания президента РФ Федеральному Собранию и заседания Госсовета страна вступила в период интенсивной трансформации взаимоотношений федерального и региональных центров власти. Эпоха проб и неудач в выстраивании этих отношений заканчивается, ходя родимых пятен и тяжелого наследства предостаточно. Однако Н. Федоров абсолютно не согласен с президентом России и не разделяет его убежденности, что руководитель страны по-прежнему, как и в прошлые века, отвечает за все. Это, по его мнению, очень опасная формула, которую нельзя воспроизводить в России. Она разрушительна и для страны, и для личности. Она порождает массовые ожидания, что президент страны отвечает и за заплеванные и загаженные подъезды домов, и за состояние дворов, и за прохудившуюся крышу в колхозе.
Подобная формула власти для России означает только одно: никто, ни один уровень власти в стране, кроме президента, не будет ни за что отвечать. Н. Федоров убежден, что нельзя размывать главную фундаментальную ценность – ответственность самого российского гражданина за свою страну и за свою судьбу. (Если власти, конечно, не рассматривают его исключительно как своего холопа). Иначе и власть, и общество останутся в плену византийских представлений и о власти, и об ожиданиях от власти. В результате никакого общественного прогресса не будет.
В России очень много говорят о функциях власти всех уровней по управлению, организации и т.д., но очень мало - о функции не мешать индивиду, гражданину, предпринимателю, бизнесу.
Органы все уровней власти почему-то все время в России хотят российского гражданина всем обеспечить. Н. Федоров убежден, что государство должно лишь формировать цивилизованные условия, правовой режим, свободу выбора, свободу от всевозможного рэкета, а все остальное – должно быть делом граждан или каких-то их групп: профсоюзов, общественных объединений, конфессий, партий. Особая помощь государства должна осуществляться только для несамодеятельной категории людей. В нашей же стране активность государственных органов власти часто выражается в самовластии чиновничьего аппарата, которое усиливается еще и репрессивным аппаратом Российского государства. Поэтому, считает гость передачи, очень важно ставить рамки подобному вмешательству.
О том, какие функции готовы взять на себя регионы, какими должны быть принципы межбюджетных отношений между центром и регионами, между регионами-донорами и субъектами федерации, получающими дотации, почему каждый год меняется процент отчисляемых в центр налогов, от чего или от кого это зависит, какие задачи должен осуществлять Совет Федерации, каким образом развивается ипотечное кредитование в Чувашии и что такое образовательный кредит, можно узнать из аудиоверсии программы «Точки опоры» с Н.В. Федоровым.
Федоров Николай Васильевич родился 9 мая 1958 года в деревне Чедино Марпосадского района Чувашской Республики.
После окончания в 1980 году юридического факультета Казанского государственного университета работал ассистентом Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова. В 1982 году поступил в аспирантуру Института государства и права АН СССР и в 1985 году успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата юридических наук. В 1985 - 1989 гг. работал ассистентом, старшим преподавателем Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова. В 1989 году был избран народным депутатом СССР и до 1990 года являлся председателем подкомитета Комитета Верховного Совета СССР по законодательству. В 1990 году был назначен министром юстиции РСФСР. В этой должности проработал до 1993 года. С мая по декабрь 1993 года возглавлял Московскую городскую коллегии адвокатов.
В декабре 1993 года был избран президентом Чувашской Республики и, одновременно, до марта 1994 года являлся депутатом Государственной Думы Российской Федерации первого созыва. В 1996 году как президент Чувашской Республики стал Членом Совета Федерации Федерального Собрания РФ, где является заместителем председателя Комитета по международным делам. Является также представителем Совета Федерации в Парламентской ассамблее Совета Европы. Кандидат юридических наук, государственный советник юстиции РФ.
Н.В. Федоров опубликовал более 100 работ (включая книги) по вопросам правовой политики, экономики, свободы слова, демократии и самоуправления. Занимается восточными видами единоборств. Очень высоко ценит творчество Ф.М. Достоевского, М.Ю. Лермонтова. Любит музыку Бетховена, Чайковского, Рахманинова, Свиридова. Любимые фильмы: "Тихий Дон", "Угрюм-река", "Белое солнце пустыни", "Иван Васильевич меняет профессию", "Ирония судьбы, или с легким паром". Владеет немецким и английским языками.