Николай Федоров: «Жить в мире, никому не желая зла»
- Этот вопрос я люблю задавать национальным лидерам. Он не так прост, как кажется. И все-таки, в чем, если коротко сформулировать, национальная идея чувашского народа?
- Может быть, идея определяется мечтой. А мечту чувашского народа - устремленность к звездам, к высоким современным стандартам - показал и осуществил великий и дорогой наш чуваш - космонавт номер 3, дважды Герой Советского Союза А.Г. Николаев. Такую мечту можно реализовать, только если жить в мире, никому не делать зла. Особенность народа в том, что он никогда не был агрессивным, никогда ни на кого не нападал. Случалось, бедствовал, кочевал, но все же почему-то не исчез, пробился через толщу тысячелетий. Рядом с ним возникали и разваливались великие империи. Сгорали их библиотеки, менялась письменность. А наши чувашские язык, песни, стихи, вышивки, сам народ остались. Значит, в том была необходимость.
- Именно в Чебоксарах президент России сформулировал идею о единой нации в России. Как эту мысль восприняли в Чувашии, как поняли?
- Нормально восприняли, правильно поняли. По сути, эта идея созвучна восприятию темы чувашами. То, что президент России высказал важный тезис не где-нибудь, а в Чувашии, тоже вряд ли случайно. Чувашия - репрезентативная и перспективная модель развития Российской Федерации.
Россия - давно уже единый этнос, хотим мы того или нет. У нас единая многовековая история, общий язык, в создание современной версии которого внес огромный вклад каждый из народов Российской Федерации. Например, наши лингвисты доказали, что тысячи слов в нем имеют чувашское, татарское, мордовское, марийское, якутское... происхождение. Каждый этнос внес что-то свое в общий котел за сотни лет совместного сосуществования. А раз так, чей это язык?
Общеизвестно также, что значительная часть так называемого российского дворянства - выходцы из булгарских, то есть чувашских, и других семейств. Кто был по этническим корням царь Михаил Романов? Иван Грозный? Петр Первый? Посмотрите на фамилии их ближайших родственников, многое станет ясно.
- Некоторые ваши соседи в начале 90-х заявили о своем суверенитете и даже сейчас, во время укрепления централизации страны, от деклараций о своей суверенности не отказываются. Чувашия таких заявлений не делала и не делает. Причина в разности менталитетов?
- Не только. Но и в том, что есть разница в стратегических подходах к базовым вопросам развития Российской Федерации как единой и крепкой, а не рыхлой федерации. К тому же Чувашия - регион, у которого нет нефти, золота, других сырьевых ресурсов. Наша республика может рассчитывать только на эффективное использование дружественных, взаимовыгодных контактов с другими регионами; на интеллектуальные, трудовые ресурсы. Потому конфронтационная лексика у нас не в моде. Чувашия не может себе позволить отвлекаться на споры по таким несущественным темам, как наличие или отсутствие деклараций о суверенитете.
Став президентом Чувашии, я сразу всем дал понять, что спекулировать на этнической проблематике не позволю, буду безжалостно подавлять такие попытки.
Суть жизни людей и народов - не в декларациях, спекуляциях, а в реальной экономике, культуре.
- Некоторые тюркские народы на территории бывшего СССР перешли или заявили о своем желании перейти на латинскую графику. Чувашский язык тоже относится к тюркской группе. Действительно ли латиница лучше всего подходит к отображению тюркской речи?
- Если вы заходили в Интернет-чаты, то наверняка обратили внимание, что значительная часть русскоязычных диалогов с участниками из разных стран строится на латинице. Так что вопрос о том, какой шрифт использовать, актуален уже не только для татар, но и для русских. В любом вопросе, сформулированном в варианте «или-или», всегда очень много конфликтного потенциала. Не надо сталкивать людей лбами, выбирая из альтернативы. Почему обязательно «или-или»? А почему бы не «и кириллица, и латиница»? Ведь главное, чтобы людям было понятно, удобно, комфортно. Кому-то нравится кириллица, он к ней привык, не желает менять привычки - пусть пользуется кириллицей. Кому-то удобнее латиница, у него в компьютере только латинский шрифт - пусть пользуется латиницей. Если кому-то удобнее иероглифы - пусть пользуется иероглифами.
Вы же не ставите вопрос, какой хлеб людям кушать: только белый или только черный. Они кушают и тот, и другой. Если им хочется - покупают булки, батоны, ватрушки.
В таких вопросах не нужно упираться, не надо создавать проблему на ровном месте. Все равно люди будут поступать так, как им удобнее всего.
В Чувашии вопрос о графике алфавита не актуален.
Правда, определенная проблема все же есть. В чувашском алфавите имеются четыре буквы, которые компьютерные программы многих пользователей не расшифровывают.
Данный фактор становится барьерным в случае, если по электронной почте на родном языке общаются между собой, допустим, чуваши, проживающие в Чувашской Республике и где-то в другом регионе Российской Федерации, другой стране. У одного пользователя есть подходящий шрифт, у другого - нет, в результате чувашский текст на компьютерном экране становится абсолютно нечитаемым.
Можно, разумеется, постараться всех оснастить необходимой шрифтовой программой. Но это практически очень сложно сделать.
На самом деле проблема решается просто: в связи с развитием и внедрением Интернета наряду с официальным алфавитом появился «компьютерный чувашский», который стопроцентно базируется только на буквах русского алфавита. Например, фраза «чувашский народ» на компьютерном чувашском пишется так: чаваш халахе. И проблемы сразу исчезают. Подобная транскрипция менее привычна, но все же помогает без проблем понять друг друга. Да, фонетически она не вполне идентична языковому оригиналу. И что? В английском языке между тем, как слова пишутся, и тем, как они слышатся, дистанция вообще огромного размера! Словом, народ давно так решил.
Поэтому все эти вопросы о шрифтах, латиницах, кириллицах искусственны, их создают политики, а не народы.
Кстати, одна чувашская газета, выпускаемая молодым талантливым писателем Борисом Чиндыковым, в девяностые годы в качестве эксперимента попробовала печататься на латинице, но быстро прекратила эксперимент, поскольку для читателей латинский шрифт оказался слишком неудобным, трудночитаемым. Народу латиница не понравилась. Но тем не менее ее применение в компьютерном общении по электронной почте между пользователями разных стран запрещать просто бессмысленно.
- Что сейчас происходит с чувашским языком, образованием на чувашском языке, чувашской литературой и театром? Востребованы ли они на современном этапе развития или язык все больше оттесняется на бытовой уровень, живет лишь в сельской местности?
- Чувашский язык, образование, литература, театр на чувашском реально востребованы современным рынком. Причем, спрос даже превышает предложение. Есть неплохие результаты.
Музыкальный спектакль Чувашского драматического академического театра имени К. Иванова «Свет далекого счастья» удостоился Государственной премии Российской Федерации в 2004 году.
С литературой дело обстоит сложнее: на книжном рынке идут непростые эволюционные процессы. Но проблема решается. В частности, на днях, вышел очередной сборник рассказов молодых чувашских авторов.
Национальный язык изучается в школах как обязательный, а также его учат на филологических факультетах университетов. Следим, чтобы он не вытеснялся и из делового обихода, вывесок.
Мы в Чувашии принципиально отказались от альтернативной постановки вопроса, который трактовался так: либо русский язык, либо чувашский. Приветствуем изучение в Чувашской Республике как минимум трех языков: русского, чувашского и английского - языка международного общения. Некоторые, плюс к такому набору, изучают еще и немецкий, французский, испанский, эсперанто.
На практике реально востребованы все языки. Люди понимают: один язык сегодня - хорошо, но два значительно лучше, три - прекрасно, а четыре - просто великолепно.
Знание любого языка - капитал и важный инструмент для налаживания бизнеса. Все-таки XXI век - век информационных технологий.
Как следствие такой стратегии, в Чувашии ряд лет с успехом проводятся российский фестиваль «Родники Поволжья», международные оперный и балетный фестивали. На завершившемся 5 декабря оперном фестивале в Чебоксарах, например, пели звезды из Англии, Франции, Германии, Японии, Китая...
- Чуваши - дисперсный народ. И заметная часть чувашей живет за пределами республики. Есть ли с этим проблемы?
- То, что половина чувашей проживает вне республики, можно с полным основанием расценивать как позитивный фактор и для нас, и для других регионов. Чуваши, где бы они ни жили, любят и умеют работать, неагрессивны, неконфликтны, лояльны, они - полезная часть, можно сказать, соль любого общества.
Мы стремимся помочь нашим соотечественникам адаптироваться в регионах точно так же, как помогаем представителям других национальностей адаптироваться в Чувашии.
Вопрос эффективного делового потенциала диаспор для развития Чувашской Республики, других регионов Российской Федерации практически очень важен. Во многих частях России, где компактно проживают чуваши, созданы чувашские национально-культурные общества. Мы с ними постоянно контактируем, учитываем их деловые предложения в работе правительства.
Во многом благодаря взаимодействию с диаспорами у Чувашии налажены неплохие экономические, культурные контакты с Тюменской областью, Санкт-Петербургом, Москвой, Башкортостаном, Татарстаном и другими регионами, где много чувашского населения.
- Иногда раздаются в России голоса о том, что сегодняшнее территориальное деление России громоздко, необходима новая нарезка земель, в которой необязателен учет национальной специфики. Как Вы относитесь к подобным проектам? Есть ли необходимость в превращении России в унитарное государство?
- К подобным проектам мы относимся, как к ловушке, в которую Россия если попадет, то ей будет очень плохо.
Да, возможно, где-то, в каких-то фрагментах, необходима новая «нарезка». Но только как исключение, а не как общая норма. Поскольку «укрупнение» с целью исключить этнический фактор не только не решит национальных вопросов, а только катализирует процесс национального самоопределения.
В любом компьютере есть так называемые «системные файлы», которые нельзя удалять, поскольку без них разваливается вся программа.
Этнический фактор - «системный файл» для программы «Россия». Попытка удалить его - контрпродуктивна. Это создаст новую социальную асимметрию, нарушит баланс, что «хуже, чем преступление». Это - ошибка в политике.
Революция 1917 года произошла не потому что Россия была экономически бедной. В стране неоптимально решался комплекс межэтнических проблем, царским правительством был взят курс на игнорирование «системного файла». Точно так же, кстати, в XVI веке развалилась Золотая Орда, когда решила проводить политику унификации этносов. Они просто от нее отвернулись.
Если продолжать компьютерные аналогии, то стремление нивелировать национальный фактор в многонациональной России можно сравнить с попыткой поставить на новый компьютер старую, дискредитировавшую себя, плохо работающую программную версию Windows только потому, что она проще и знакома.
В унитарном государстве национальная тема обязательно становится изгоем, уходит в подполье, в теневую сферу, где ее эволюцию очень трудно отследить, потому что она по своей природе иррациональна, слишком чувствительна и эмоциональна и может взорваться буквально в течение нескольких минут. Национализм начинает развиваться сам по себе, сам себя подхлестывать.
Федеративное государство - самая адекватная форма для многонационального российского общества. Любые попытки уйти от уже исторически найденной модели способны только создать множество проблем.
Россия - общий дом для всех наций, проживающих от Балтики до Берингова пролива - это, если хотите, вообще чувашский крупномасштабный социальный проект. Чуваши первыми вошли в состав Российского государства. Русским империя не сильно была нужна, они упирались, спорили. Понимали, каких хлопот она от них потребует. А чувашам империя оказалась необходима как возможность сберечь свою этническую идентичность. Если не верите, почитайте исторические книги: в 1551 году чувашская делегация приехала к Ивану Грозному и убедила взять их территорию под свой протекторат. Потом в Россию вошли уже все остальные народы.
Но одно дело - дом для всех наций, другое - тюрьма народов, где из людей силой хотят вытряхнуть их национальную идентичность.
Жителей многонационального дома собирают в прорабской и говорят им: нам не нравится, что вы у себя там по вечерам шепчетесь на разных языках, а потому давайте сломаем стенки квартир и сделаем коммунальные этажи. Устраним угрозу развала.
Любой строитель вам скажет, что от слома перегородок между квартирами дом может просто разрушиться. Перегородки - каркас конструкции. Они несут часть общей нагрузки.
Дело не в том, что унитарная модель плоха, а в том, что она не может нравиться целым народам, у которых историческая родина - Россия. В ответ на новый унитаризм обязательно появится новый национализм. Чтобы его пресечь, потребуется применение силы, репрессий в той или иной форме. И все равно это ничего не даст. Унифицировать нации в России пытались не один раз. И каков результат?
- Что-то странное происходит с ведомством, которое в России занимается национальными отношениями. То оно есть, то его нет. То его руководитель становится вице-премьером, то министром без сотрудников. Вот сейчас министерство создали вновь, но после короткого раздумья определение «национальный» из названия убрали. А возглавил ведомство Владимир Анатольевич Яковлев, политик и государственный деятель, безусловно, опытный, но национальными вопросами до этого не занимавшийся. Нужно ли вообще в России «министерство по национальной политике»?
- Вопрос - не в вывесках, а в сути.
В России может и не быть министерства по национальной политике. Но обязательно должна присутствовать взвешенная, мудрая, одобряемая участниками межэтнического диалога национальная политика.
Причем, она должна проводиться по всем отраслевым аспектам: экономика, образование, культура... Иначе Россия постоянно будет повторять ошибки в межнациональной сфере, поскольку политических игроков, желающих с пользой для себя разыграть этническую карту, очень много. А национальная тема - как радиоактивное сырье. Его мощная энергия может быть использована и для созидания. Но может стать и источником взрыва огромной разрушающей силы.
Исключение национального вопроса из повесток дня вовсе не означает исчезновения самого вопроса.
Обязательно найдется тот, кто постарается учесть все тончайшие нюансы сложнейшей темы и наварить на ней личные выгодные дивиденды.
Должен быть опытный, грамотный, авторитетный арбитр, хорошо понимающий мотивации игроков, обладающий необходимыми организационными полномочиями и превентивно пресекающий конфликтные варианты развития задолго до возможного возникновения конфликта.
Можно пытаться решать национальные проблемы так, как решал Иосиф Сталин. В двадцать четыре часа. Но история доказала: такими способами они не решаются, а только преступно усугубляются.
- Кроме общих характеристик, у каждого народа есть свои специфические, наиболее характерные черты. Какие из них Вы бы подчеркнули в чувашах?
- Общеизвестно, чувашские спортсмены традиционно сильны в беге на длинных дистанциях. Отличные марафонцы. Сильны они и в боксе, причем не за счет ударной силы, а за счет способности просчитывать ситуацию и переигрывать по очкам в каждом эпизоде.
Поскольку территория региона не избалована природными ресурсами, то типичная черта для чувашей - стремление действовать с учетом нюансов, точно, эффективно. По-восточному, если хотите. У нас нет расчета на авось. Как правило, «авось» мы стремимся исключать из рассмотрения. Потому будьте уверены: если чуваш что-то предлагает - это всегда заслуживает внимания.