Рыбак в России – больше, чем рыбак. Из выступления министра сельского хозяйства Российской Федерации Н.В.Федорова на заседании Правительства Российской Федерации
Во вступительном слове, по сути, Вы, Дмитрий Анатольевич, уже объяснили, что рыбак в России – больше чем рыбак…
И сухая дефиниция «рыбалки» из энциклопедии – «любительское занятие рыбной ловлей» – не может передать всего богатства смыслов, вкладываемых в это слово россиянами. Данное занятие, не просто пополняющее продовольственные запасы семей, но и приносящее немалое удовольствие, обросло обрядами и мифами, стало частью культуры народов России. Рыбалка давно уже modus vivendi – образ жизни. И источник вдохновения для писателей, художников, теперь и режиссеров.
По экспертным оценкам до 25 миллионов человек в нашей стране занимаются любительским рыболовством. И это – люди активные, по-своему сплоченные. Свидетельство тому – массовые общественные волнения, возникшие в прошлом году. Граждан возмутили попытки ввести плату за рыбалку, а также неограниченное предоставление водоемов для рыбопромысловых участков, где предприниматели взимали плату не за услуги, а фактически, за право вылова рыбы.
Детальное изучение «клёвого» вопроса выявило, что в законодательстве любительское рыболовство регламентировано … плохо. Отсюда и ряд появившихся проблем. Перечислю некоторые из них:
1) в отдельных регионах платными стали традиционные места рыбалки;
2) участки для платного рыболовства формировались на максимальных площадях водных объектов вблизи населенных пунктов;
3) предприниматели в действительности не оказывали гражданам реальных услуг при организации рыбалки, а лишь собирали плату за право лова;
4) цены на путевки произвольно завышались, так же произвольно ограничивался доступ рыбаков-любителей к водоемам.
На фоне таких «перегибов на местах» сильным раздражающим фактором стала опубликованная в СМИ информация, о том, что якобы вся любительская рыбалка будет платной, что принесет в казну в 2,5-3 раза больше доходов, чем промышленное рыболовство. Следует признать, что при подготовке изменений в законодательство не учитывалось мнение населения, не прозвучали и публичные комментарии.
В результате распоряжением Росрыболовства от 06.04.2011 № 8-р. пришлось ввести «мораторий» на создание участков для любительского рыболовства.
Нужно отметить, что заметный вклад в подготовку нового законопроекта, прошедшего широкие общественные слушания, внесли жители России. В положениях документа содержатся принципиальные нормы о непосредственном участии граждан в регулировании любительского рыболовства. Тем самым преследуется и задача-максимум: дебюрократизировать рыбную отрасль, повысить ее открытость.
Законопроектом определен понятийный аппарат, установлен порядок организации любительского и спортивного рыболовства, формирования рыболовных участков и рекреационных хозяйств (ст.2). А самое важное - закреплены гарантии прав граждан на свободную и бесплатную рыбалку (ст.8). То есть не нужно будет платить за лов на водоемах общего пользования, за исключением отдельных случаев, когда необходимо именное разрешение, предусмотренное:
- при вылове включенных в Перечень особо ценных объектов лова (14 видов);
- при использовании сетных орудий лова;
- на ограниченных рыболовных участках, где предприниматели оказывают по договору реальные возмездные услуги, перечень которых утверждается Правительством. Что касается рекреационных рыболовных хозяйств, то предоставляемая для них акватория не должна превышать 10% всего водного фонда региона (ст.14).
Перечень таких участков готовят создаваемые региональными администрациями комиссии под руководством главы субъекта федерации. При этом в их в состав обязательно следует включать представителей сообщества рыболовов (и их должно быть не менее половины состава комиссии), а решение приниматься с учетом результатов общественного обсуждения.
Следует отметить, что на предпринимателей, заключивших договор пользования рыболовным участком, возлагаются обязательства проводить комплекс мер по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, зарыблению и рыбохозяйственной мелиорации (ст. 16-19).
Важной характеристикой законопроекта стало решение вопросов определения прав собственности на водные биоресурсы (ст.7), являющиеся объектами зарыбления, а также преодоление проблем, связанных с рыболовством на водоемах, где сырьевая база сформирована за счет зарыбления.
Чтобы не допустить высокого уровня изъятия водных биоресурсов при осуществлении любительского рыболовства, признано необходимым нормирование вылова рыбы на одного рыбака-любителя (ст.9-10).
Законопроектом также предусмотрен порядок организации и проведения спортивных рыболовных соревнований (например, ограничения объема вылова не устанавливаются, а правила регулируются спортивным регламентом (ст.11).
Предлагается внести изменения в Налоговый и Бюджетный кодексы в связи с введением госпошлины за выдачу именного разрешения (200 руб.) и установлением ставок сбора за объекты лова. Это позволит показать составляющую цены за такое разрешение и не даст возможность её завышать.
Срок вступления закона в силу и переходного периода подлежит актуализации ко второму чтению в Госдуме.
Принятие закона не повлечет изменений полномочий органов государственной власти и не потребует дополнительных бюджетных расходов.
О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 19 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»
Законопроект носит технический характер и предусматривает приведение ст. 19 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в соответствие с принятыми федеральными законами «Об организованных торгах» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об организованных торгах».
В действующей редакции Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» частью 3.5 статьи 19 установлено, что реализация уловов водных биоресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства, и произведенной из них рыбной и иной продукции может осуществляться на товарных биржах в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Ранее Росрыболовство вносило в Правительство Российской Федерации законопроект, предусматривающий исключение всей части 3.5 статьи 19.
В представленном законопроекте учтено мнение Минэкономразвития России, что исключение всей части 3.5 статьи 19 Закона о рыболовстве может восприниматься в обществе как запрет на реализацию рыбохозяйственными организациями своей продукции на товарных биржах (организованных торгах) и предлагается в части 3.5 статьи 19 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» исключить только слова «в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации».
Законопроект одобрен на заседании Комиссии Правительства по законопроектной деятельности.