Село идет к полису
4 сентября на заседании кабинета министров рассматривались меры для развития такого механизма защиты сельхозпроизводителей, как страхование урожая. Еще пять лет назад такой форме покрытия рисков аграриев практически не уделялось внимание. Но природные катаклизмы последних лет - пожары 2010 года, паводок на Дальнем Востоке - заставили переоценить выгоды от страхования посевных площадей, а правительство стало предоставлять господдержку, подталкивая аграриев чаще обращаться к страховщикам.
В бюджете этого года на господдержку страхования в растениеводстве предусмотрено почти 5 миллиардов рублей, еще 1 миллиард - для животноводства. Средняя ставка страхового тарифа составляет около 6 процентов, что чуть ниже, чем годом ранее. Природные факторы тоже способствовали росту понимания среди аграриев о необходимости страхования урожая, но, констатировал премьер-министр Дмитрий Медведев, при всем этом ожидаемого прироста застрахованных площадей нет.
"Мы ожидаем, что по итогам года выйдем на уровень страхования посевных площадей 2013 года - 16,3 процентов", - заявил министр сельского хозяйства Николай Федоров. Он уточнил, что сейчас доля застрахованных посевных площадей составляет 12,8 процентов, а прирост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - 38 процентов. Тенденция такова, что при благоприятных погодных условиях интерес аграриев к страхованию посевов снижается, что и наблюдалось в прошлом году.
Поскольку господдержка пока остается одним из самых весомых стимулов для аграриев идти в страховые компании, правительство задумалось, как усовершенствовать эти механизмы. Так, кабмин поддержал предложение о снижении порога утраты урожая, при котором страховым случаем будет считаться потеря не 30, а 25 процентов посевов. "Сельхозтоваропроизводители и депутаты предлагают пойти дальше и снизить этот порог до 18-20 процентов, - добавил вице-премьер Аркадий Дворкович. - Мы договорились, что будем двигаться постепенно. Сейчас сделан первый шаг. Может быть, через два-три года посмотрим на целесообразность дальнейшего движения в сторону снижения порога утраты урожая".
Активная дискуссия развернулась вокруг предложения Минсельхоза о развитии самого рынка страхования в сельском хозяйстве. По словам Федорова, создавать специализированную государственную страховую компанию нет смысла. "Целесообразнее создание единой государственной перестраховочной компании, - заявил министр. - Она не потребует перестройки кардинальной системы агрострахования, позволит распределить ответственность между страховыми компаниями и перестраховывать часть рисков на внешних рынках, а также снизит затраты государства на катастрофические риски". Такая компания могла бы появиться как дочерняя структура Россельхозбанка.
Инициатива Минсельхоза не нашла понимания у коллег. "Это приведет к перекосу рынка и снижению доли частного сектора, - уверен министр финансов Антон Силуанов. - С другой стороны, будут стимулы передавать так называемые невыгодные риски государственной перестраховочной компании". Кроме того, потребуются дополнительные бюджетные расходы для докапитализации Россельхозбанка.
Эту же позицию заняла руководитель Центробанка Эльвира Набиуллина. Она опасается, что все риски будут сосредоточены у одной перестраховочной компании и при наступлении каких-то масштабных природных катаклизмов придется задействовать значительные средства бюджета. Против выступил даже вице-премьер Аркадий Дворкович. "Думаю, что можно совершенствовать эту систему без применения данного механизма", - сказал он.
Дмитрий Медведев не стал торопиться с принятием окончательного решения. "Точку мы ставить не будем. Я вижу в этом и проблемы определенные, и определенные возможности, - подвел премьер промежуточный итог дискуссии. - Давайте обсудим эту идею во всех нюансах, посмотрим и достоинства, и недостатки, возможности государственно-частного партнерства в этой сфере".
Задача по развитию страхования урожая хорошо известна - 40 процентов от всех посевных площадей. В Минсельхозе считают, что достичь этого показателя можно за счет увеличения средств, выделяемых из бюджета. "В течение пяти лет, по нашим оценкам, понадобится с 5 миллиардов рублей федеральной поддержки подняться до 15 миллиардов", - заявил Федоров. Тогда с уровня Турции и Италии получится подняться до показателей Испании.
Как и на любой потенциальный рост расходов, на этот глава Минфина тоже отреагировал отрицательно. "На наш взгляд, целесообразно поддержать те предложения, которые предусматривают выделение субсидий из федерального бюджета по селянам тем предпринимателям, которые страхуются, - заявил Силуанов. - Это был бы более серьезный стимул для того, чтобы расширять использование средств страховых компаний, страховать и перестраховывать свою деятельность, а не стимул прямого выделения ресурсов из бюджета".
Дмитрий Медведев согласился с тем, что аграрии тоже должны соблюдать какие-то условия для получения государственной поддержки, но это не значит, что сельское хозяйство должно жить исключительно в таких жестких рамках. "Нужно и фактический объем субсидирования все-таки тоже наращивать, - обратился премьер к главе Минфина. - Мы с вами договаривались, что даже в нынешних сложных условиях общий объем поддержки сельского хозяйства не будет падать, а будет расти, и это то, что необходимо в целом заложить в бюджет будущего года".