Сколько стоит новый стандарт благополучия
Проблема взаимоотношений между федеральным Центром и регионами существует, пожалуй, на протяжении всей новейшей истории России. И лишь в последние пару лет её острота начинает сглаживаться, благодаря во многом усилиям Совета Федерации.
Самостоятельность не может быть бедной
Декларированная самостоятельность субъектов Федерации ограничивается их почти повсеместной финансово-экономической зависимостью от федерального Центра, который контролирует и регламентирует около 95 процентов расходов местных бюджетов. Это с одной стороны.
С другой — местные власти используют каждую возможность, чтобы, сохранив собственные доходы, получить финансовую поддержку Центра. Немало и других особенностей в отношениях «провинция — столица», однако результат в равной мере не устраивает ни одну сторону, ведь такое разновекторное движение не приводит в большинстве регионов к экономическому подъёму.
Как гармонизировать межбюджетные отношения, упорядочить и систематизировать федеральные и региональные полномочия и предметы ведения, а также привести в соответствие обязательства бюджетов и их финансирование? Об этом шла речь на заседании президиума научно-экспертного совета при председателе Совета Федерации на тему «Современные подходы к формированию условий для эффективного социально-экономического развития регионов России».
Скажем сразу — это заседание при всей его представительности (а присутствовали министр финансов Антон Силуанов, руководители Минэкономразвития и Минюста России, известные учёные-экономисты) — стало одним из эпизодов обширной деятельности Федерального Собрания, направленной на то, чтобы усовершенствовать региональную политику. Результаты ощутимы: 16 января 2017 года Президент России Владимир Путин утвердил «Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года. Теперь эти основы необходимо переложить в конкретные юридические и законодательные нормы и социально-экономические ориентиры.
Впрочем, главный ориентир региональной политики Валентина Матвиенко определила, как всегда, чётко: обеспечить единый стандарт благополучия — неснижаемый уровень качества жизни граждан России, который должен базироваться на социальных стандартах, одобренных государством. Но достичь и повышать такой стандарт, по словам руководителя Совета Федерации, возможно лишь при условии технологического рывка, повышения производительности труда и ускоренного экономического роста регионов в рамках формирующейся Стратегии экономического развития России до 2035 года.
Разумеется, с этим постулатом никто из участников дискуссии не спорил. Однако мнения о том, где наиболее эффективно обозначить грань между общефедеральными задачами и экономической самостоятельностью регионов, звучали разные. Да и возможно ли говорить о самостоятельности, когда федеральные ведомства практически полностью контролируют и регламентируют расходы региональных бюджетов? Видимо, нет. А если нет самостоятельности — нет и ответственности за принимаемые решения.
Антон Силуанов, отвечая на критические замечания, признал их обоснованность и пообещал при обсуждении бюджетных отношений «максимально учитывать региональный аспект». Звучит несколько расплывчато, но тема обозначена, видимо, в скором времени стоит ожидать и соответствующих изменений.
Налоговый манёвр с социальным фоном
Что нового появилось в межбюджетных отношениях? Пожалуй, самое позитивное, по мнению Силуанова, это совершенствование договорных отношений между Центром и регионами. Субъекты Федерации теперь самостоятельно определяют ключевые социально-экономические параметры и заключают соответствующий договор с Министерством финансов. Если показатели выполняются — объёмы финансовой поддержки из бюджета сохраняются. Более того, весь прирост прибыли остаётся в распоряжении успешного субъекта. Если нет — то размеры трансфертов уменьшаются.
Руководителей 74 дотационных регионов такие условия весьма эффективно стимулируют, чтобы выявлять и формировать новые источники бюджетных доходов и развивать экономику и предпринимательство, как это происходит в Москве, где инвестиции в основной капитал увеличились до 1,6 триллиона рублей, в том числе и системной работе с предпринимателями.
Председатель Московской городской думы Алексей Шапошников рассказал, что московские власти, введя 80 патентов на предпринимательскую деятельность, значительно облегчили условия функционирования и развития бизнеса. Это, в числе прочих условий, способствовало тому, что безработица упала до рекордных 0,5 процента, столичный бюджет практически избавился от долговой нагрузки, а дефицит бюджета к 2019 году должен сократиться с 12,5 процента до примерно 5 процентов.
Конечно, Москва на особом положении, как подчеркнул Николай Фёдоров, первый заместитель председателя Совета Федерации, но с неё надо брать пример, учитывая и то, что один процент прибыли, который по инициативе Минфина был перераспределён из региональных бюджетов в федеральный, позволил высвободить около 120 миллиардов рублей на нужды регионов. Львиную долю этой прибавки обеспечили московские платежи.
Другое новшество, которое значительно облегчит ситуацию в регионах, — изменения в Налоговом кодексе, которые предлагает Минфин: сократить с 30 до 22 процентов страховые взносы, которые платит работодатель за каждого работника. 300 миллиардов рублей могут остаться в регионах и, как подчеркнул министр финансов, могут быть направлены на создание новых производств и расширение налогооблагаемой базы, а успешные регионы могут рассчитывать на 20 миллиардов рублей грантов. Однако такие «налоговые манёвры» потребуют серьёзного изменения в законодательстве с учётом конституционно закреплённого социального статуса государства.
Крайне важно и то, что Антон Силуанов твёрдо пообещал, что в течение трёх ближайших лет регионы будут гарантированно получать законную финансовую поддержку из федерального бюджета, никаких сбоев и неожиданных секвестров не будет.
Разумеется, все эти меры не помогут в полной степени решить главную финансовую проблему регионов, чей государственный долг достиг 2,4 триллиона рублей, а уровень социальных обязательств перед «самозанятыми гражданами» или формально неработающим населением составил 600 миллиардов рублей. В Совете Федерации уже ищут способы, как выйти из этой непростой ситуации, видимо, и Правительство сформулирует свои предложения в своём Плане реализации Основ государственной региональной политики в соответствии с решением Совета безопасности России. Пока же верхняя палата российского парламента готовит Отчёт о состоянии и основных направлениях совершенствования законодательства в сфере государственной региональной политики, который, по словам Валентины Матвиенко, должен быть представлен в Совет безопасности до 30 апреля 2017 года.