Выступление Николая Федорова на заседании Совета по межнациональным отношениям и взаимодействию с религиозными объединениями при Совете Федерации
Уважаемые коллеги!
«Кто владеет информацией – владеет миром». Эта расхожая фраза сегодня приобретает особый, предостерегающий смысл. Как показал опыт ряда постсоветских стран, циничное и умелое использование современных социальных и информационных технологий позволяет в короткие сроки перепрограммировать сознание, насадить ненависть и вражду к соседям, к общему прошлому. Недооценка информационного фактора может свести на нет всю проводимую созидательную работу. Поэтому очередное заседание нашего Совета посвящено одному из важнейших вопросов сегодняшней повестки – информационному обеспечению государственной национальной политики.
Упрочение общероссийского гражданского самосознания, духовной общности многонационального народа Российской Федерации, сохранение и развитие этнокультурного многообразия, гармонизация национальных и межнациональных отношений – краеугольные камни государственной национальной политики. Причем эти цели, обозначенные в Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, тесно взаимосвязаны.
Поэтому и информационное сопровождение национальной политики должно быть максимально сбалансированным. Недопустимы перекосы как в сторону недооценки, а то и игнорирования национальной специфики, так и в сторону не в меру тотально, а еще и буквально насаждаемого культивирования национальной компоненты.
«Национальные особенности сближают людей, а не замыкают народы в себе», - отмечал академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Сейчас особенно не хватает качественной, современной культурной и медийной продукции об истории и традициях народов России, о многовековом опыте совместного проживания, формировании общей системы ценностей. Важно, чтобы эта продукция не вызывала отторжения пропагандой абстрактной толерантности.
Во многих районах Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока, в малых городах и в сельской местности существует проблема доступа граждан к информации. Широкому распространению печатных изданий препятствуют рост тарифов на доставку, низкая востребованность системы подписки и розничной торговли прессой.
Есть районы, где практически отсутствует Интернет, ограничено число телеканалов и радиопрограмм. Целый ряд СМИ, прежде всего региональных, имеет серьезные проблемы с финансированием, что самым негативным образом сказывается на их деятельности.
Средства массовой информации, политические и общественные деятели находятся в зоне повышенной речевой ответственности. Публичные высказывания в сфере национальных и религиозных чувств, эмоций людей требуют особого такта, глубокого понимания того, «как слово наше отзовется». Невинная, на первый взгляд, юмористическая передача или неосторожные высказывания политика легко могут сильно задеть и оскорбить чувства людей разных национальностей и вероисповеданий.
К сожалению, перечень проблемных моментов гораздо больше. Коллеги его могут продолжить, но главное для нашей встречи – дать свои варианты решения злободневных вопросов.
Также интересно и важно будет услышать от представителей Федерального агентства по делам национальностей о работе над концепцией проекта закона, направленного на совершенствование национальной политики, о развитии государственной системы мониторинга состояния межнациональных отношений и предупреждения конфликтов.
Рассчитываем также получить от представителей агентства информацию о ходе подготовки новой редакции закона «О национально-культурной автономии».
Надеюсь, что участниками заседания будут предложены конкретные практические рекомендации и законодателям, и тем, кто формирует информационную повестку.