Выступление первого вице-спикера СФ Николая Федорова на парламентских слушаниях на тему:«О состоянии и перспективах развития сельской школы в Российской Федерации»
Уважаемые коллеги!
Рад приветствовать в палате регионов всей России вас – активных, творческих, неравнодушных учителей, руководителей органов государственной власти из 51 субъекта Федерации.
Мы ожидали, что будет 112 участников слушаний. А собралось более 130 человек. Это свидетельствует об особой актуальности нашей темы, объединяющей всех, кто неравнодушен к судьбе России.
Александр Исаевич Солженицын не раз говорил, что высшей из всех государственных задач является сбережение народа. По моему глубокому убеждению, ключевую роль в ее решении призвано сыграть российское село как хранитель самобытной духовной культуры, традиций, нравственных устоев – как колыбель и основа самой российской цивилизации. Недаром еще Цицерон подчеркивал, что сельская жизнь – самая честная и самая счастливая. Но римляне не послушались своего великого соотечественника, устремились в города, возлюбили роскошь и предались излишествам. Чем все это закончилось? Империя рухнула...
«Не стоит село без праведника», - издавна говорят на Руси. Добавлю – и без школы, которая является очагом культуры и просвещения, центром притяжения для всех. Более трети российских школьников учится в сельских школах. Поэтому для Совета Федерации, наших профильных комитетов вопросы развития образования на селе всегда приоритетны.
В конце января в Совете Федерации состоялись VI Рождественские парламентские встречи с участием Председателя Совета Федерации и Святейшего Патриарха на тему: «Нравственные ценности и будущее человечества». В рамках встреч Комитет по образованию провел круглый стол «Роль духовно-нравственных ценностей в формировании личности в системе образования». Особое внимание было уделено воспитательной работе в школе и в семье. В связи с этим вспомнилось, как в начале 90-х годов мы вместе с моим коллегой по правительству Эдуардом Днепровым работали над новым российским законом «Об образовании». Эксперты и чиновники тогда снова начали дискуссию: что приоритетнее в деле образования – обучение или воспитание? В итоге в законе было особо обозначено, что под образованием понимается «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства». Именно так: сперва – воспитание, потом – обучение. Подобный порядок воспроизведен и в федеральном законе 2012 года.
Как показывает жизнь, ни на секунду нельзя забывать и об обеспечении безопасности детей. Необходимо извлечь уроки и из недавних трагических событий в Кемерово, детально проанализировать события в школах Перми и Улан-Уде, сосредоточить все свои усилия на совместном решении и этой первоочередной задачи.
Отмечу, что названные вопросы обсуждались в феврале на встрече Председателя Совета Федерации Валентины Ивановны Матвиенко с представителями сельской интеллигенции.
Уважаемые коллеги! По итогам «правительственного часа» (в сентябре 2017 года) с участием министра образования и науки мы в Постановлении Совета Федерации рекомендовали Правительству увеличить финансирование программы создания новых мест в школах, содействовать строительству на селе социокультурных образовательных комплексов.
Но стоит отметить: когда мы вместе с руководством Минобрнауки проанализировали ситуацию по строительству школ, выяснили, что есть примеры (и, увы, не единичные), когда на местах выделенные средства не осваиваются. Или руководители регионов и муниципалитетов знают о безобразной ситуации: школа находится в плачевном состоянии (рушится крыша, проваливается пол), а власти бездействуют. И при этом в качестве оправдания говорят: не хватает денег.
Мне такое поведение властей, мягко говоря, непонятно…Если есть подлинное желание решить проблему, деньги всегда можно найти (если ты, конечно, не случайный руководитель).
Несмотря на сложности и трудности даже 90-х годов, мы, например, в Чувашии по нашей собственной, принятой нами республиканской программе «Новая школа» построили более 150 новых объектов образования – примерно по 10 школ в год, подчеркиваю, только за счет республиканского бюджета. И когда Дмитрий Анатольевич Медведев ознакомился с опытом Чувашской Республики на месте, приехав вместе с Владимиром Владимировичем Путиным, инициировал уже федеральную программу под названием «Наша новая школа».
При подготовке к сегодняшним слушаниям мы еще раз внимательно изучили документы Третьего Всероссийского съезда учителей сельских школ, который проходил в сентябре 2016 года в Чебоксарах. В итоговой резолюции подчеркивалось, что в центре общественной жизни села находится учитель. Его статус, роль и социальное самочувствие - в числе основополагающих ресурсов развития страны.
Очень правильные слова. Но мы с профильным министерством проанализировали, как исполняется резолюция на местах. Приходится констатировать, что некоторые пункты так и остались на бумаге. Почему? Нужно найти ответ на этот злободневный вопрос.
В настоящее время формируется план реализации объявленного Указом Президента Десятилетия детства, которое продолжает Национальную стратегию действий в интересах детей. Отмечу одно из важных направлений – поиск и поддержка талантливых детей.
У нас известен образовательный центр "Сириус" в Сочи. Но для нашей огромной страны этого явно недостаточно. Поставлена задача создания таких центров во всех федеральных округах. Безусловно, очень многое зависит от вас. Поэтому ждем ваших предложений в план реализации Десятилетия детства.
Уважаемые коллеги! «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и мы поменяемся ими, то у нас останется по яблоку. Но если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы поменяемся ими, — у каждого будет по две идеи», - это по Бернарду Шоу. Призываю вас к плодотворному обмену идеями и мнениями. Нам важно получить от вас конкретную информацию о положении на местах, о ваших проблемах и путях их решения.
Спасибо за внимание.