С акцентом на нерешенных проблемах
Первый заместитель Председателя Совета Федерации Николай Федоров провел заседание Совета по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования при Совете Федерации.
В обсуждении вопросов повестки дня приняли участие члены Совета Федерации, руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков, председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по вопросам агропромышленного комплекса и развитию сельских территорий Евгения Уваркина, руководитель отраслевых объединений, представители органов власти.
Во вступительном слове первый вице-спикер СФ отметил:
Уважаемые коллеги!
Сегодня заседание Совета мы посвятим обсуждению актуальных вопросов правового регулирования отношений в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, а также в области аквакультуры.
Думается, заседание президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросу развития рыбохозяйственного комплекса 19 октября 2015 года стало мощным стимулом для качественного изменения не только системы законодательного регулирования, но и управления рыбным хозяйством.
Новой вехой для отрасли стал принятый в июле 2016 года 349-й Федеральный закон, направленный на совершенствование механизмов распределения квот добычи (вылова) водных биоресурсов, внедрение новых инструментов ускоренного развития рыбохозяйственного комплекса.
Для реализации норм закона необходимо до конца 2018 года разработать и принять более 40 нормативных правовых актов. Пока принято 34.
Для оценки эффективности процедур и механизмов, устанавливаемых этими нормативными актами, обеспечения их понятности и прозрачности при Комитете Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию создана межведомственная рабочая группа. Это работающая площадка для участия регионов, представителей профессиональных сообществ для выработки совместных и взвешенных решений.
Другим фундаментальным направлением, требующим особого и постоянного внимания со стороны всех ветвей государственной власти, является борьба с браконьерством. Рассчитываем, что заметный вклад в предотвращение незаконного промысла внесет Федеральный закон «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», одобренный Советом Федерации 20 июня 2018 года. Ужесточается ответственность за нарушения добычи водных биоресурсов на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за незаконную охоту на диких животных. Законом также устанавливается уголовная ответственность за незаконные приобретение или продажу особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и охраняемым международными договорами, ратифицированными Российской Федерацией.
Важной представляется задача по созданию привлекательных условий для добычи водных ресурсов в перспективных районах Мирового океана. Современный российский вылов концентрируется преимущественно на уже разведанных запасах в нашей исключительной экономической зоне. Дальнейший качественный рост объемов добычи может стимулировать развитие океанического промысла.
Думается, необходимо дополнить государственную программу «Развитие рыбохозяйственного комплекса» мероприятиями, направленными на поддержку рыболовства в Мировом океане, в том числе разработать комплекс мер государственной поддержки российского рыбного океанического промысла, увеличить финансирование исследований и строительство новых современных научно-исследовательских судов.
В январе 2016 года вступил в силу разработанный членами Совета Федерации под руководством Председателя палаты Валентины Ивановны Матвиенко федеральный закон, запрещающий промысел тихоокеанских лососей с применением дрифтерных сетей.
Попыткам запрещения дрифтерного промысла препятствовало ожесточенное сопротивление дрифтерного лобби. Японские и российские дрифтерные суда, суммарно выставляя более 1 тыс. 600 километров дрифтерных сетей, перекрывали пути миграций лосося и доступ к нерестовым рекам Камчатки. В результате запасы лосося резко сокращались, береговые предприятия несли убытки, социально-экономическое положение прибрежных регионов, и в первую очередь Камчатки, ухудшалось.
По прошествии всего двух лет мы можем констатировать: катастрофа предотвращена. Ответственное и рациональное использование водных биоресурсов позволило увеличить вылов лосося в Камчатском крае почти на 80 процентов.
Уважаемые коллеги! Хотя объемы производства продукции товарной аквакультуры растут (в 2017 году - почти 220 тысяч тонн, что на 7 процентов выше показателя 2016 года), но для России это более чем скромный результат. Один Китай выращивает более 40 миллионов тонн. Товарное рыбоводство должно возрасти в разы и играть значительную роль в обеспечении продовольственной безопасности страны, гарантировать устойчивое снабжение населения безопасной и качественной рыбной продукцией.
Перед рыбохозяйственным комплексом стоит ряд сложных системных, можно сказать - фундаментальных задач. Необходимо обеспечить адекватное финансирование науки, создание передовой инфраструктуры для отраслевых исследований, пополнение российского научного флота современными специализированными судами, в том числе для работы в Мировом океане. Важно продолжить курс на снятие избыточных административных барьеров. Целесообразно разработать меры, повышающие привлекательность промысла неквотируемых водных биоресурсов. Активно стучатся в дверь преобразования, касающиеся внедрения цифровых технологий, обеспечивающих передачу, обработку и хранение данных, на основе отечественных разработок, гарантирующих защиту интересов бизнеса и государства.
Актуальной задачей Росрыболовства и глав регионов укреплению роли малого и среднего предпринимательства в отрасли. Для этого нужно разработать особую систему поддержки, охватывающую среди прочего проблематику строительства (модернизации) малотоннажных рыбопромысловых судов для осуществления прибрежного рыболовства.
Необходимо развивать производство отечественной рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью, стремиться увеличивать ее долю не только на российском рынке, но и на экспортных направлениях.
Веским экономическим стимулом для выпуска продукции высокой степени переработки является задействование механизма льгот при применении единого сельскохозяйственного налога и исчислении ставок сбора за пользование водными биоресурсами. Минсельхозу необходимо ускорить внесение законодательных инициатив Правительства по изменениям в главу 25.1 Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования порядка взимания сборов в сфере рыбохозяйственного комплекса.
В общем, давайте работать с акцентом на нерешенных проблемах. Предлагайте, советуйте, спорьте!
ФОТОРЕПОРТАЖ ПРЕСС-СЛУЖБЫ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ