Законы для «новой нормальности». Выступление первого вице-спикера СФ Николая Федорова на заседании Совета Федерации
Уважаемая Валентина Ивановна!
Уважаемые коллеги!
Много веков назад философ и отец медицины Гиппократ советовал: «В самых сильных болезнях нужны и самые сильные и точно применяемые средства». Наверное, как говорится, не без Божьей воли все мы оказались в крайне непростой ситуации, требующей и от Правительства, и от законодателей быстрых и решительных мер. Рассчитанных не только на день сегодняшний, но и завтрашнюю новую реальность. Которую ученые умы уже окрестили «новой нормальностью».
В данном контексте созданная по инициативе Председателя Совета Федерации рабочая группа в самые сжатые сроки майских праздников подготовила Перечень мероприятий по совершенствованию законодательства в связи с реализацией мер, направленных на обеспечение функционирования и дальнейшего развития экономики и социальной сферы в новых условиях. 19 мая документ был утвержден решением Совета палаты и направлен в Правительство с просьбой учесть его при подготовке общенационального плана действий по нормализации деловой жизни, восстановлению занятости, доходов граждан и роста экономики. А через день, 21 июня, первый вице-премьер Андрей Рэмович Белоусов уже дал поручение руководителю Минэкономразвития Максиму Геннадьевичу Решетникову и главе Минфина Антону Германовичу Силуанову в срок до 25 мая – цитирую – «рассмотреть и учесть предложения Совета Федерации при подготовке проекта общенационального плана действий и о результатах доложить в Правительство Российской Федерации».
2 июня подготовленный Правительством Общенациональный план был представлен Президенту. 8 июня на оперативном совещании Председателя Правительства с вице-премьерами Министерству экономического развития совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и организациями поручено доработать проект общенационального плана с учетом проводимых Президентом России отраслевых совещаний. При этом еще раз рекомендовано (уже Председателем Правительства) учесть позиции Совета Федерации. Срок исполнения поручения – 19 июля 2020 года.
Проект общенационального плана неоднократно рассматривался в рамках нашей рабочей группой.
Информирую вас о том, что из 44 предложений Совета Федерации на сегодняшний день полностью учтены 12 предложений, в том числе такие, как:
- Установить особенности регулирования трудовых отношений в условиях режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации;
- Закрепить законодательно порядок применения гибких форм занятости, в том числе удаленной, дистанционной, надомной работы, а также временной, сменной и сезонной работы (соответствующий законопроект уже внесен в Госдуму, его соавтором является Председатель Совета Федерации);
- Усовершенствовать законодательное регулирование вопросов реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательных организациях в условиях введения режима повышенной готовности (или чрезвычайной ситуации) в целях обеспечения непрерывности образовательного процесса;
- Обеспечить непрерывность и долгосрочность государственных мер поддержки промышленности, включая программы субсидирования на поддержание спроса на отечественную продукцию;
- Предусмотреть поддержку отраслей, формирующих спрос, с использованием таких облигационных инструментов, как «вечные» облигации государственных компаний, предоставления гарантий, субсидирования процентной ставки;
- Стимулировать применение субъектами Российской Федерации инвестиционного налогового вычета на своей территории;
- Оптимизировать процедуры подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
- Определить способ проведения общего собрания акционеров с использованием видео-конференц-связи для обсуждения вопросов повестки дня и принятия по ним решений, а также установить особенности проведения такого общего собрания;
- Расширить возможности идентификации и дистанционного получения услуг за счет создания цифрового профиля гражданина;
- Продолжить развивать применение информационных технологий в сфере охраны здоровья, методы персонализированной медицины, технологий, направленных на превентивное выявление и лечение различных хронических заболеваний;
- Позволить участникам гражданского, арбитражного и административного судопроизводств участвовать в судебных заседаниях удаленно, с использованием личных средств видеоконференц-связи с подтверждением своей личности через портал государственных и муниципальных услуг;
- Дополнить понятийный аппарат Федерального закона от 27 июля 2006 года №152-ФЗ «О персональных данных» следующими понятиями:
лицо, осуществляющее обработку персональных данных, включив в это определение, помимо государственных и муниципальных органов, также юридических и физических лиц;
получатель персональных данных, к которому также будут относиться государственные и муниципальные органы, юридические и физические лица, которым предоставляются персональные данные или которые получают доступ к персональным данным,
а также:
установить обязанности лиц, осуществляющих обработку персональных данных, и получателей персональных данных по соблюдению требований, предусмотренных законом, аналогичные, установленным для операторов;
закрепить дополнительные требования к процедуре уничтожения персональных данных;
уточнить административную и уголовную ответственность в части усиления мер защиты компьютерной информации, содержащей персональные данные.
В проекте общенационального плана частично учтены еще 9 предложений из нашего Перечня мероприятий, как-то:
- Провести комплексную оптимизацию процедур закупок для государственных и муниципальных нужд в целях существенного упрощения процедур закупок, минимизации рисков участия в закупках неквалифицированных участников, а также введения электронного документооборота на всех этапах осуществления закупок с учетом электронного актирования на базе региональных информационных систем и электронных площадок при условии интеграции с Единой информационной системой в сфере закупок;
- Создать правовые основания для предоставления «горизонтальных» бюджетных кредитов между муниципальными образованиями, расположенными на территории одного субъекта Российской Федерации;
- Распространить применение налога на профессиональный доход (института самозанятых граждан) на иностранных граждан (учтено в отношении граждан стран СНГ);
- Исключить риск возникновения дефицита жизненно необходимых товаров или компонентов для их производства на территории Российской Федерации, предусмотрев исключение действия мер воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств для жизненно необходимых товаров, которые являются дефицитными или аналоги которых не производятся в Российской Федерации;
- На период пандемии предусмотреть изменения, позволяющие дистанционно обслуживать клиентов для проведения ограниченного перечня операций (открытие счетов, вкладов, кредитование в рамках определенных пределов) с идентификацией только через Единую систему идентификации и аутентификации (без проверки данных через Единую биометрическую систему), предоставить банкам, страховым организациям, профессиональным участникам рынка ценных бумаг возможность использовать системы видеосвязи при осуществлении удаленной идентификации клиентов, а также предусмотреть расширение целей обмена электронными документами в части заключения кредитного договора и ряда залоговых сделок;
- Осуществлять в 2020 году опережающие государственные закупки с целью поддержки спроса на продукцию отечественного производства;
- Стимулировать использование механизма факторинга в контрактной системе в рамках федеральных законов от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
- Предусмотреть распространение на все субъекты Российской Федерации возможность обновления многоквартирных домов, по аналогии с программой реновации, с учетом согласия двух третей жителей дома.
- Предоставить филиалам отечественных компаний, расположенных за рубежом, право не зачислять финансовые средства в уполномоченные российские банки при условии их последующей репатриации в установленный срок.
Уважаемая Валентина Ивановна! Работа наша идет достаточно активно. Предложения продолжают поступать от сенаторов. Они с участием экспертов детально обсуждаются, в том числе, как правило, на заседаниях профильных комитетов.
Сегодня можно говорить и о возможном новом пакете законодательных инициатив сенаторов, дополнительно представленных из нашего большого перечня предложений членами рабочей группы Галиной Николаевной Кареловой и Николаем Андреевичем Журавлевым от имени Совета Федерации вчера на видео-конференц-связи с первым зампредом Правительства Белоусовым. По данным инициативам найдено полное взаимопонимание с Правительством. Речь идет о дальнейшем усилении социальной помощи населению, совершенствовании управления медицинским страхованием, обеспечении финансовой устойчивости медицинских организаций, модернизации инфекционной службы и т.д.
Таковы вкратце предварительные (пока промежуточные) результаты нашей работы, инициированной Вами, уважаемая Валентина Ивановна!
Но, вообще-то говоря, на мой взгляд, изложенное – это только начало нового качества нашего должного, более интенсивного законотворческого сопровождения упомянутой мной «новой нормальности».
Благодарю за внимание.