Цветы с дачи Горбачева. Николай Федоров вспоминает о событиях августа 1991 года
Недавно, разбирая личный архив, наткнулся на небольшую книжечку в мягкой обложке. «Время и мы. Международный демократический журнал литературы и общественных проблем. № 116. 1992 год», - написано на титульном листе. Легендарное издание, выходившее более четверти века сперва в Тель-Авиве, а потом в Нью-Йорке. Здесь печатались авторы, составившие цвет русской литературы XX столетия: Виктор Некрасов, Василий Аксенов, Александр Галич, Сергей Довлатов, Владимир Войнович... Особый раздел был посвящен мемуарной прозе, повествующей о событиях прошлого в истории России, так и не столь давно минувших дней.
Перелистал пожелтевшие от времени страницы…И увидел статью «Цветы с дачи Горбачева». Почти тридцать лет назад представители редакции попросили меня, тогда министра юстиции Российской Федерации, рассказать о полете в Форос на дачу Президента СССР Михаила Горбачева с рядом коллег из Правительства.
В памяти встали события августа 1991 года: «Мы ехали по шоссе во Внуково-2 вдоль бесконечной вереницы танков – они тянулись до горизонта. Интервал между ними составлял метров тридцать, и мне казалось, что танков и БМП – тысячи. Зачем, думал я, столько танков нужно было загнать в Москву?!»
А вот встреча с Президентом СССР и его супругой: «Раиса Горбачева была в каком-то странном состоянии, вроде как на автопилоте. Подходила к каждому и, как автомат, повторяла: «Спасибо. Спасибо. Спасибо». Она подала мне руку и пока пожимала ее, раз шесть сказала «спасибо». Подошел Горбачев и объяснил, что, когда Раиса Максимовна услышала по радиоприемнику слова о плохом состоянии здоровья супруга и о том, что скоро все смогут в этом убедиться, с ней случился удар – она на самом деле была в шоке».
По просьбе журналистов «Время и мы» я дал правовую и нравственную оценку действиям ГКЧП: «Я говорил Горбачеву о том, что не следует заблуждаться относительно позиции Верховного Совета СССР: в систему его потребностей не входят конституционные принципы и право. Сказал и о том, что в действиях путчистов усматриваются все признаки состава преступления из статьи уголовного кодекса о государственной измене и что важно показать, что закон есть закон и перед ним равны все, в том числе и государственные деятели такого высокого ранга. Горбачев заметил, что абсолютно со мной согласен».
Много воды утекло с тех пор, но я готов и сейчас подписаться под этими словами, опубликованными в 1992 году. Сейчас все чаще раздаются голоса, восхваляющие действия путчистов и называющие их настоящими патриотами. Но я считал тогда и сегодня думаю так же, что действия ГКЧП являются государственным переворотом, преступлением против народа и попыткой задушить демократические преобразования. Тогда это не удалось…
Но «история ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков». Как ни грустно констатировать, знаменитый русский историк Ключевский как всегда прав и актуален. И нам стоит снова хорошенько задуматься…
ОРИГИНАЛ СТАТЬИ "ЦВЕТЫ С ДАЧИ ГОРБАЧЕВА" (PDF)