Любимый город всем дорог. Николай Федоров - об изменениях в облике столицы Чувашии
Мой предыдущий пост, посвященный Дороге к Храму в Чебоксарах, вызвал у читателей из Чувашии и других регионов немало откликов и даже породил оживленную дискуссию о путях развития столицы республики. В том числе откликнулся и прославленный оперный певец, народный артист Российской Федерации, солист Большого театра Владимир Маторин.
Казалось бы, речь шла о делах давно минувших дней. Но события прошлого влияют и на настоящее, и на будущее, а тщательное изучение исторического опыта помогает избежать ошибок.
В июне 2002 года на заседании Правительства были подведены итоги Всероссийского конкурса на звание «Самый благоустроенный город России» за 2001 год. Первое место среди столиц субъектов Федерации заняли Чебоксары. Журналисты федеральных СМИ, назвав столицу Чувашии «лучшим городом Земли» (эта фраза прозвучала из уст работавшего тогда на НТВ Леонида Парфенова), зачастили в республику, порой высаживаясь целыми десантами. Многие мои знакомые из Казани, Нижнего Новгорода, Йошкар-Олы, Саранска на выходные специально приезжали с семьями, чтобы посмотреть на залив и бьющие в небо фонтаны.
Сегодня, спустя два десятилетия, приходится констатировать, что столица Чувашии, в лучшую сторону отличавшаяся от многих российских городов, уже не блещет «лица необщим выраженьем». Все больше в моей сенаторской почте жалоб чебоксарцев на засилье многоэтажек – примитивных и дешевых «коробок» без всяких архитектурных изысков; на варварское вторжение в зеленые массивы и парки, даже порой их уничтожение; на транспортные проблемы, которые при такой стихийной застройке все чаще будут приводить к коллапсам, поскольку вокруг многоэтажек нет ни должных парковок и автостоянок, ни продуманных въездов и выездов на улицы; на небрежение к старым зданиям, нехватку поликлиник, детских садов, библиотек…
Вспоминаю, как раньше Владимир Путин в каждый свой приезд обязательно выкраивал минуту-другую в плотном рабочем графике, чтобы полюбоваться живописными видами города. «Это же Европа!» - искренне восхищался он, стоя на Московском мосту, у Монумента Воинской славы, на смотровой площадке нового Дома Правительства.
Сейчас же над водной гладью и первой линией набережной Волги угрожающе нависли примитивнейшие, так сказать, «чувашские небоскребы». Не осталось и следа от яблоневого сада, заложенного в 2008 году автором этих строк и представительной делегацией иностранных журналистов около монумента Матери-Покровительницы. Зато теперь неподалеку от памятника красуются пафосные особняки. И плодятся, как грибы после дождя, многоэтажки-«человейники», скорее всего, принося баснословные доходы (если не преступные) и застройщикам, и обслуживающим их интересы чиновникам. Так выглядят места отдыха для горожан, которые должны бы и туристов привлекать.
Не устаю повторять: не в деньгах счастье и не в их количестве, а в умении эффективно распорядиться имеющимися средствами. В свое время благодаря специальным указам Президента Чувашии такие долговременные акции, как Год парков и садов, День дерева при минимальных вложениях позитивно изменили облик городов и сел Чувашии. В итоге число парков и скверов в республике выросло более чем вдвое: от порядка 300 до свыше 600, в том числе около 30 новых зеленых массивов появилось в Чебоксарах. К этим начинаниям подтянулся и бизнес, внося свой вклад в общее благое дело.
И в завершение. На мой взгляд, сегодняшняя градостроительная политика в столице Чувашии, как говорится, хуже, чем преступление. Живописный облик, которым восхищалась еще императрица Екатерина Великая («Чебоксары во всем для меня лучше Нижнего Новгорода»), изуродован до неузнаваемости.
А ведь в свое время республика корректно, но решительно вмешивалась в градостроительную политику и формирование архитектурного облика Чебоксар, поскольку это все-таки столица уникальной национальной республики. Мы собирали со всей России лучшие умы, представителей ведущих архитектурных школ Санкт-Петербурга, Москвы, Казани. Неоднократно проводили многочасовые мозговые штурмы и дискуссии в администрации столицы и в Чувашгражданпроекте. И в конце концов остановились на концепции террасной застройки города на семи холмах. Первая линия с видом на Волгу и с Волги должна была быть занята двух-трех, местами – четырех-пятиэтажными домами. К вершинам холмов планировался последовательный рост этажности зданий на два-три уровня. И лишь на самом верху могли быть возведены высотки.
Возможно, кто-то сочтет мои заметки слишком пристрастными. Но мне небезразлично, как выглядит и как развивается любимый город, который нам так дорог.