Нельзя оставлять на усмотрение. Новая публикация в блоге сенатора Николая Федорова
Мои читатели наверняка помнят сцену в начале романа «Мастер и Маргарита», где поэт Иван Бездомный грозится «упечь на три года в Соловки» Иммануила Канта. Столь эмоциональная реакция персонажа булгаковского произведения подтверждает, что идеи отцов немецкой классической философии живут и здравствуют в наши дни. В этом мне пришлось убедиться буквально вчера.
15 декабря на заседании Совета Федерации принят закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации». Полагаю, Георг Вильгельм Фридрих Гегель был бы весьма доволен творчеством «братьев» Клишаса и Крашенинникова - думаю, это определение лучше, чем «парочка», по ироническому замечанию спикера Совета Федерации Валентины Ивановны Матвиенко. Теперь именитые юристы еще раз доказали силу гегелевской диалектики и закона отрицания предыдущего отрицания.
Отмечу, что еще в 1999 году вопрос о сроках пребывания в должности руководителя региона в полном соответствии с Конституцией все-таки федеративной России находился в ведении субъекта Федерации. Но в сентябре того же года Государственная Дума, несмотря на неоднократные отклонения Совета Федерации, проигнорировала позицию палаты регионов и приняла закон, в котором было установлено ограничение на время работы главы субъекта РФ – два срока. Затем в 2003 и 2004 годах в результате радикальных изменений, по сути, произошло возвращение на исходные позиции. В 2015 году лидеры всех фракций Госдумы, включая и «Единую Россию» дружно внесли законопроект, снова ограничивающий двумя сроками нахождение у руля субъекта Федерации. Наконец, на исходе 2021 года парламент вновь обратился к этой теме и вернул все на круги своя. То есть отнес многострадальный вопрос о сроках к компетенции субъекта Федерации.
Хотелось бы надеяться, что это решение если не навсегда, то надолго. Все-таки за относительно небольшой отрезок времени пять раз радикально менять правила – не здорово. Такого рода юридические кульбиты не вызывают уважения к законодателям и не прибавляют авторитета российскому парламенту.
Но это еще полбеды. Гораздо хуже, что при таком, с позволения сказать, законотворчестве девальвируется, обесценивается сам закон как правовой институт, призванный обеспечивать стабильность в регулировании общественных отношений. Упрекать здесь некого, кроме как самих себя и наших коллег из Государственной Думы.
Нельзя не сказать и о новых полномочиях федеральных органов исполнительной власти по участию в формировании кадрового состава руководства региональных ведомств. Причем, ответственности в законе не предусмотрено никакой. Хотя «федералов» в полной мере можно назвать соучастниками создания губернаторских команд.
Уж коли авторы законодательной инициативы сознательно или неосознанно упустили столь важный момент, связанный с ответственностью федеральных властных структур за подбор и расстановку руководящих кадров региональных министерств, то Совет Федерации не просто должен вести мониторинг реализации свежеиспеченного закона. А добиться, чтобы Правительство приняло соответствующий нормативный правовой акт. В котором должен быть четко определен порядок участия федеральных органов власти в назначении глав отдельных региональных ведомств, включая сроки рассмотрения представленных кандидатур, их возможное количество. Нельзя оставлять все эти вопросы на усмотрение федеральных министров или других должностных лиц. Чтобы исключить чиновничий произвол.
И самое главное – обязательно предусмотреть персональную ответственность руководителя федерального органа власти как соучастника. Иначе в результате безответственного дублирования функций паралича управления не избежать.