Изменения – закон жизни. Новая публикация в блоге сенатора Николая Федорова
«Я в режиме «если» не работаю», – помнится, любил говорить всегда приятный в общении Сергей Ястржембский, пресс-секретарь Президента России Бориса Ельцина. Но все же в ряде случаев строить предположения можно и даже полезно. К примеру, главе Правительства России стоило бы прислушаться к мнению одной из умнейших женщин нашей страны за всю ее историю, руководителя Центрального Банка РФ Эльвиры Набиуллиной. Которая считает: «В нынешних условиях бизнесу для роста предложения нужны не дешевые деньги, а внятная логистика, отсутствие проблем с импортными поставками и трансграничными переводами». Кстати, в Казахстане на высшем государственном уровне в качестве одной из первоочередных задач заявлено ускоренное наведение порядка на таможне. В этом, как полагают наши соседи, кроется значительный потенциал для повышения доходов бюджета.
Аналитики заявляют, что возможные дополнительные ежегодные поступления в федеральный бюджет за счет создания необходимых рыночных условий для таможенного оформления импортных товаров непосредственно российскими таможенными органами могли бы составить более 700 млрд. рублей. Немалая сумма! Выводы экспертов подтверждают и ориентировочные расчеты на основе данных статистики внешней торговли Китая со странами ЕврАзЭС.
Сейчас, когда экономика России зажата в жесткие тиски санкций, в первую очередь необходим комплекс мер по ускорению перемещения товаров через пункты пропуска. Требуется существенно упростить таможенное оформление, установить экономически целесообразные с точки зрения текущего момента ввозные пошлины и контрольные процедуры. Полагаю, с учетом актуальных вызовов стоит задействовать более гибкую модель работы на основе рыночных инструментов регулирования ввоза товаров. Нужны конкурентные прозрачные условия для декларирования товаров на территории России с оперативным принятием решений в части рыночного купирования «перетока» оформления в страны ЕврАзЭС.
Что необходимо сделать?
Во-первых, в кратчайшие сроки создать экономические условия для прекращения действующих с 2016 года в рамках взаимной торговли со странами ЕврАзЭС «схем» реэкспорта, которые ведут к многократному занижению стоимости при перепродаже между контрагентами. В результате Россия несет потери по таможенным и налоговым платежам.
Требуются также адекватные рыночные условия по стимулированию ввоза товаров для их дальнейшего перемещения на российский рынок. Нужно гибко и оперативно реагировать на действия стран ЕврАзЭС в области таможенного регулирования, способствующих «перетоку» декларирования, устранять естественные причины, создающие предпосылки для таких процессов в названных государствах.
Необходима ускоренная реструктуризация и модернизация всей таможенной инфраструктуры с акцентом на первоочередное развитие новых логистических коридоров (дальневосточного, каспийского, северокавказского, турецкого) с учетом адаптации этой инфраструктуры к большим объемам перевозок.
Стоит объективно и беспристрастно проанализировать «административные цепочки» и необходимые профессиональные компетенции. Это поможет отменить барьеры там, где пока нет соответствующих компетенций, и не задерживать таможенное оформление.
В перестройке и активизации нуждается межведомственное взаимодействие. В первую очередь, с Минтрансом, Минпромторгом, Пограничной службой ФСБ России, особенно по направлениям критического импорта, развития параллельного импорта. Нелишне создать и постоянно действующие штабы с соответствующими полномочиями для оперативного коллективного принятия решений при минимальной бюрократизации процессов.
Наконец, Федеральной таможенной службе России в силу роста ее значения нужен новый статус с подчинением напрямую Председателю Правительства и возвращением Росгранстроя – структуры, ныне находящейся в ведении Минтранса.
«Изменения – закон жизни. А те, кто смотрит только в прошлое и настоящее, наверняка упустят будущее», – говорили мудрые. Время ставит перед нами все новые и новые вызовы, требует достойных и взвешенных ответов. Поэтому, думается, стоит оперативно, не откладывая до лучших времен начать давно назревшие преобразования в таможенной сфере.